Арбатская Ю., Вихляев К. Американские зонты на Набережной Ялты.




     В начале 1960-х годов на Набережной Ялты, в бывшем Александровском сквере рядом с легкими теневыми конструкциями были установлены пластмассовые волнистые зонтики, похожие то ли на грибки, то ли на цветы эдельвейсы. Они до сих пор являются одним из самых узнаваемых символов города-курорта.










    Историю их появления нам долго не удавалось выяснить. Почему-то в памяти осталось слышанное где-то, что якобы это подарок Ялте от американцев, чуть ли от самого Рузвельта. Когда мы стали выяснять детали, то нигде не могли толком получить исчерпывающий ответ. В конце концов, в процессе создания книги о зеленой истории Набережной, пришлось все-таки проявить настойчивость и ускорить поиски. В общем, представляем вашему вниманию то, что удалось накопать благодаря бескорыстной помощи Натальи Стариковой.

    Начнем издалека. В январе 1958 г. между СССР и США было подписано первое двух¬годичное соглашение об обменах в области науки, техники, образования и культуры. 29 июня 1959 года в рамках советско-американского договора о культурном сотрудничестве в Нью-Йорке открылась «Выставка достижений советской науки, техники и культуры». В июле этого же года, в московском парке Сокольники, открылась встречная «Американская национальная выставка». По данным советской прессы, выставку в Нью-Йорке посетило более одного миллиона ста тысяч американцев.




    Американская выставка в Москве открылась в парке Сокольники 25 июля 1959 года. Она знакомила советских людей с техническими достижениями США. На площади в 41 тыс. кв. м была представлена бытовая техника, оборудование для предприятий городского и коммунального хозяйства, транспортные средства и многое другое. Для выставки отвели территорию в 7 га.

    Открыли выставку Н.С. Хрущев и вице-президент США Р. Никсон. На выставке произошло такое известное историческое событие, как «кухонные дебаты» Никсона и Хрущева на стенде General Electric (современная кухня), касавшиеся преимуществ советского и американского образов жизни и их материального выражения.


«Кухонные дебаты» Никсона и Хрущева. Стенд фирмы General Electric, 24 июля 1959 г.



     На выставке в первую очередь демонстрировалась среда, в которой живут, работают и отдыхают простые американцы - от кока-колы до кадиллака. Весь этот ширпотреб разместили на широкой многоуровневой платформе, разработанной специально для выставки. На этой выставке советские граждане также впервые увидели заграничную одежду и косметику. Американские устроители одаривали москвичей значками, яркими пластиковыми пакетами и бесплатно потчевали пепси-колой. За две недели Американскую выставку посетило более миллиона граждан СССР.








    Дизайн «типичной американской квартиры» для выставки был выполнен Джорджем Нельсоном, главным архитектором компании Vitra.





     Нельсон был одной из наиболее влиятельных фигур в американском дизайне второй половины двадцатого века. Получив ученую степень по архитектуре в Йельском университете, он не только активно занимался архитектурой и дизайном, но также был уважаемым писателем и публицистом, лектором, куратором и увлеченным фотографом. Многие предметы мебели и дизайна, созданные в его дизайнерском бюро, стали современной классикой.

    Являясь директором по дизайну компании Herman Miller, ведущего американского производителя современной дизайнерской мебели, Нельсон оказывал большое влияние на линию выпускаемой продукции и общественный имидж компании более двадцати лет. Благодаря аналитическому и поистине масштабному мышлению Нельсона, его советы выходили за рамки вопросов формы и практического применения вещей. Именно поэтому достижения Нельсона в сфере дизайнерского образования делают его работу – сейчас больше, чем когда-либо – значимой и в высшей степени востребованной.

    Нельсон спроектировал гигантский стекловолоконный зонт для двух других выставочных павильонов. Зонт состоял из отдельных модулей, соединенных таким образом, что они казались цельным куполом.


Стекловолоконный зонт для Американской выставки в Сокольниках. Фото 1959 г.



    Зонтики имели металлические опоры, а верх выполнен из акрила в лаборатории Массачусетского технологического института. Ранее этот полимер был опробован на самолетных винтах на предмет устойчивости к сильному ветру.



     В один из дней выставки под этим огромным зонтом проводился показ американской моды. Организатором показа стала Элеонор Ламберт, «крестная мать» американской моды 1960-х годов.

Элеонор Ламберт




















    Дальше история темная. По окончании экспозиции зонты отправились в Ялту, но кто и как это организовал, - неизвестно. Во всяком случае, пока.

    На первом фото 1960 года видно, что зонтики уже установлены на Набережной. Возле них – легкие конструкции, стоявшие здесь ранее и призванные выполнять роль теневых навесов. Со временем эти жуткие навесы убрали, оставив только зонтики-эдельвейсы.








    Затем вокруг зонтиков стала преображаться территория. Сначала разбили прямоугольные клумбы.





    Клумбы засеяли газоном и посадили розы.








     В 2002 году началась реконструкция Набережной, и в марте 2003 г. зонтики спилили. Внимательный читатель заметит, что в Москве зонтики были белыми, да и в первые годы своего существования в Ялте они оставались такими же. Теперь же на фото мы видим сильно пожелтевшие от времени и солнца конструкции.








     На градостроительном совете Ялты долго судили-рядили, что же делать с ними. В конце концов, решили сделать новые зонтики, не изменяя их внешнего вида. Чтобы соблюсти приличия, объявили тендер, но никто за такую сложную работу не хотел браться. Только одна архитектурная фирма вызвалась исполнить столь необычный проект – ялтинская строительно-промышленная компания «Югланс». Конструкторскую группу возглавил Владимир Альбертович Одинцов. За три месяца талантливые сотрудники «Югланса» сумели воскресить детище Джорджа Нельсона и Массачусетского технологического института. По большому счету, этот тихий, незаметный поступок можно назвать подвигом. Теперь белые цветы-зонтики вновь красуются на Набережной. Любопытно, что сами конструкторы называют зонтики «крокусами». Низкий поклон тем, кто выращивает крокусы в Ялте!





    В 2008 году исполнилось 100 лет со дня рождения автора этих «крокусов», американского дизайнера Джорджа Нельсона. В Германии существует музей дизайна Vitra, где одним из экспонатов представлен макет зонтиков, когда-то установленных в Москве.








     Сохранились даже чертежи Нельсона.





     Остаются вопросы. Например, как эти конструкции попали в Ялту и почему? Что стало причиной столь драгоценного подарка? Кто решил установить их на Набережной, а не в каком-либо другом месте? Наконец, кто именно исполнял установку? На чем их везли в Ялту из Москвы?

    Если есть люди, которые знают ответы на эти вопросы, отзовитесь.

    P.S. Недавно (уже после нашей статьи) появилась информация об аналогичных "зонтиках" в Гурзуфе. 86‑летний Григорий Зайцев, в 1960 году первый секретарь горкома комсомола, который курировал благоустройство международного молодежного лагеря «Спутник» в Гурзуфе, рассказывает: "Туда и привезли из Москвы эти зонтики. Их планировали установить на территории лагеря. Подарок не вписался в концепцию лагеря – ведь отдых в Гурзуфе должен был убедить зарубежных гостей в преимуществах социалистического строя и советского образа жизни. Руководство «Спутника» подарило навесы Ялте.

63_image_1.jpg
Американские зонты в Гурзуфе